Продолжение цикла "ЗАПИСКИ НЕФТЯНИКА" от Нурбергена Балгимбаева. ...Оказавшись по служебным делам в разных уголках мира и общаясь разными людьми, Нурберген Утепович вел записи, где делится своими впечатлениями и воспоминаниями, начало здесь
ЗАМЕТКИ НА "ПОЛЯХ"
Это моё первое «перо», хотел поделиться с близкими, друзьями своим видением некоторых слов... Я далек от идеи выкладывать это в «сеть», это моё личное, и я не навязываю вам свои выводы.
Не всегда «пазлы» совпадали, не всегда слова заплетались в хорошие узоры, за это извините. Все написанное я называю «Заметки - клочки на «полях». Хотелось бы с вашей помощью продолжить их и пополнить.
ПИСЬМО 13 - НЕКОТОРЫЕ КАЗАХСКИЕ, И НЕ ТОЛЬКО КАЗАХСКИЕ, РУ
Наш народ, и многие кочевники, делится на роды не потому, что хочет отделиться или выделиться, нет!
Это своего рода «паспортизация» тех времен, это требование времени, чтобы знать, кто и где живет, где пасется его скот, кому и до какой межи принадлежат эти пастбища и сенокосные угодья. Это институт «прописки»! Но, главное, для чистоты крови и рождения здорового потомства нельзя связывать брачными узами до 7 колена.
Информация касательно того, что означает или как переводится тот или иной род, очень ограниченная, и тем не менее.
Найман - числительное «восемь» с современного монгольского, калмыцкого и многих народов Алтая и Сибири.
То есть у основателя этого рода, у человека по имени (?) Найман было восемь сыновей, по числу которых и назван этот Род. Но при рождении основателя этого рода окружение не знало, что у него будет в будущем восемь сыновей. Значит, это не имя первоначальное, а кличка, которую ему дало окружение по факту событий.
То же самое с родом «Табын» (Жетіру, кіші жүз). Таб = 5, а Табын = 50
Что здесь главенствует: пятеро сыновей или пятьдесят внуков, или он был зажиточным и было у него пятьдесят голов скота (табун)?
У многих родов кочевников числительные занимают значительное место в социуме:
12 ата Байұлы
8 арыс Адай
12 ата Керей
Жетіру и т.д, и т.п.
«Найманы»-одни из распространенных родов у тюркских народов, они есть и среди крымских татар, есть и у кыргызов, у башкир, у многих алтайских народов. «Табыны» есть и у башкирского народа. Это еще раз подтверждает, что люд «шел с Востока» и оседал, где ему было комфортно жить, иногда «оседание» было вызвано войнами. В нашем случае, это «монгольские» полчища, Золотая Орда и образовавшиеся, после ее распада, ханства - Крымское, Ногайское, Казанское, Сибирское, Касимовское, Астраханское. Хорезмское, Бухарское, Кокандское или Самаркандское ханства образовались намного раньше, хотя «распад» Золотой Орды также повлиял на эту большую территорию Средней Азии.
Шеркеш (кіші жүз, 12 ата Байұлы)
М. Фасмер пишет, что «Черкес» - это древнерусское название народа КАСОГЪ (КАСОГ). Осетинское «цаэргазс» = орёл
Рассмотрим другой вариант.
Казахское «шеру» - строй, демонстрация, т.е. связанное с большим количеством людей, да «шеру» еще и военная шеренга, строй военных, военное слово.
в монгольской армии самый маленький чин - это чрк/черк (чирик), очевидно, в казахский язык «строй-шеру» пришел вместе с Золотой Ордой.
на Кавказе есть «шерк-асы» или же военные асы (осетины)
в детские годы в наших краях мы окурок называли «чириком», то есть маленький остаток (когда-то большого-целого) папиросы - сигареты, как самого малого чина монгольской армии.
Казахи часто ругают кого-либо: «О-о-о, шірік!» Возможно, это и «нехороший, гнилой человек», а может быть «такой маленький, бестолковый, никчемный», как солдатик монгольской армии.
У турков-османов есть «яны-чар» - это спецназ, отборные войска, самые-самые отчаянные и т.д. У истоков лежат: яны - новый, чар (чер, шер, шерк, чрк, чирик, и т.д.) - то есть новобранец (салага, молодой призывник). Это уже потом, через годы, столетия, это слово превратилось в грозу, отборные войска Османской империи (М. Фасмер: Янычар - заимствованное украинцами у турков «новая армия»)
У большого рода шеркеш есть много подродов, один из них «Шумак Шеркеш»; Шумак (Чумак) в древней Руси это извозчик соли, торговец солью. Очевидно, в Малоросию (в основном, это слово использовалось там) оно также пришло с Золотой Ордой.
Заключение. Шеркеш - это воин, военный человек, храбрый, воинственный. Интересно, как этот род «попал» в Западный Казахстан? На Северном Кавказе есть Карачаево- Черкесия, этот народ (шеркеши) прошел через степи на Запад (?), и только потом, по каким-то неведомым нам причинам, соединился с Младшим Жузом?
Вопросов много: - был ли тогда Младший Жуз? Пришли ли они (кавказцы) с Алтая, Востока? Возможно, часть шеркешей осталась на территории Западного Казахстана, а другая часть дошла до гор и обосновалась там. Возможно, после распада Золотой Орды, кто-то остался на землях Волга - Урала, а другая вместе с ногайцами ушла на Кавказ.
700-800 лет немного для изменения облика, антропологии, но язык тюрков - праотцов остается. Эти вопросы мы оставляем ученым (настоящим) и самим шеркешам.
ПИСЬМО НОМЕР 14 - ДОПОЛНЕНИЕ К ПИСЬМУ 13
Беріш, тоже один из многочисленных народов Младшего Жуза. Алтайцы и турки переводят беріш как крепкий, закаленный. В этом роду есть подрод каратокай, который в свою очередь делится еще на несколько отделений, один из которых Итемген. Я рассматриваю это случай/пример для того, чтобы, понять почему люди называли так своих детей?! Здесь все проще, без загадок: у роженицы нет молока, и тогда к груди прикладывают щенка - молоко появляется и малыша называют ит емген (собака сосала грудь). Загадок нет и в слове «кара калпак», представители этого народа носили головные уборы - калпаки черного цвета. Слово «тадж» с фарси / персидского означает корону, «тәж» по-казахски. Головные уборы таджиков напоминают корону.
Казахский род Жағалбайлы - предки которых, возможно, были хорошими охотниками и весь род шил себе одежду с богатыми воротниками (лисы, корсак, пушнина, речные зверьки и т.д.) Сегодня мы знаем, что означает слово «арғын» - в изобилии, в значительном количестве; добровольно, свободно, своевольно; зрелый, возмужалый. В первом значении можно говорить о реке Аргунь, в других примерах сравнивается люд, которых окружение называло «Арғын». Есть «знатоки-шутники», которые и испанскую северную провинцию Араг-она сближают со словом Аргын.
Да, ранее упомянутый род Беріш, где есть еще одно подразделение Құлкеш. Окружение называет их «ет жемейтін Беріш» не потому, что они вегетарианцы. Недалеко от большака стоит аул құлкешев, возле каждого дома на ветру сушится свежее мясо, утром проезжаешь - мясо висит, через день, через неделю - картина прежняя, мясо никто не ест, сушится! Загадка проста: мясо құлкеши едят, оно у них не переводится - охотники!
Переводить, что означает каждый род, дело долгое, кропотливое. Известно одно, что так просто никто ничего не называл!
Наши предки-кочевники предпочтения отдавали бытовым событиям, природным явлениям, поверьям, традициям, после прихода Ислама, и религиозным праздникам: Амангельды, Жаңбырбай, Жұмағали, Балтабай, Жеңісбек, Оразғали, Құрманбай и т.д.
Как тюрки "простирались по карте"
Балканы (полуостров) есть в Европе, они же есть в Туркмении. Город Ашхабад в провинции Ахал, есть знаменитые скакуны - ахалтекинцы. Теке - также местность на юге Туркмении. И в Грузии есть Ахал-калаки, Ахал - цихе. Столица Азербайджана располагается на Апшеронском полуострове, свой Апшерон имеет и Европа.
Осетин называют Аланами, а на Британских островах много молодых людей с именем Алан. Отличие только в ударении, и только.
ПИСЬМО НОМЕР 15
А. Мүшел, 12-летний цикл, dozen (дюжина), 60-летний цикл у китайцев = 5x12.
У многих народов с этим числом связываются разные традиции, страхи. Опасный возраст, надо быть внимательными к организму именно в эти годы и т.д. Но почему 12? Везде, кроме СССР, яйца продавали по 6 или 12 штук, карандаши в коробке тоже самое. Ирано-персы - возможно у них есть отгадка? Многие тюркские народы, в том числе и казахи, неправильно определяют первый Мүшел и берут эту дату в 13 лет - это неверно!
Мүшел рассчитывают (вычисляют) по следующей формуле: Мүшел = 12Х + 1, где X = О -сколько Небо «отпустит». Тогда при X = 0, Мүшел = 1.
Отсюда, первый Мушел в 1 год. М2=13 лет, М3=25 лет и т.д.
Интересно, как узбеки считают возраст: родился ребенок 15 марта, и через неделю, в Наурыз, ему уже год! В следующий Наурыз ему уже 2 года... Наурыз «прыжковая нога» у узбеков!
Б. Қазақ малдасы құрып отырады. Сидеть по-восточному, по-киргизски. Ключевое слово «малдас» - ответа не было, как и в случае с «мүшел». Лет 7-8 назад, «разгребая» очередную полку букинистического магазина, нашел «қазақтың ұлттық тағамдары» - сегодня это «Книга о вкусной и здоровой пище», «национальные блюда казахов» и т.д. Так вот, читаем: «... в начале мы «освобождаем» от мяса (острым ножом) наружную часть бедра (жамбас), а затем тем же способом вырезаем мясо - мякоть внутренней части бедра (малдас)...» Малдас - это внутренняя, ближе к паху, часть того же бедра; малдасты құрып отыру - это сдвинуть поближе внутреннюю часть бедра!
В. Халяль. Часто употребляемое, особенно в последние годы, слово... Хорошее слово, бесспорно, но казахи копируют все без оглядки. Есть наше, не менее хорошее, слово Адал - это и есть Халяль.
Магазин «Халяль», колбаса «Халяль», недавно видел объявление: «устраиваем Халяль- свадьбы!»
... Разрешили казаху молиться!
Справка: с 1991 года в Республике Казахстан построены более трех тысяч мечетей! Суммарное число школ и больниц, построенных за этот же период, не превышает 100.
Г. Тептер. У поэта Махамбета Өтемісұлы есть такие слова:
Еділ үшін егестік;
Тептер үшін тебістік;
Жайық үшін жандастық,
Қиғаш үшін қырылдық;
Теңдіктің туын бермедік,
Теңсіздікке көнбедік.
Четыре гидронима упомянуты здесь - Волга (Еділ), Жайық, Қиғаш - рукав Волги и Тептер (?). Здесь вопросительный знак потому, что реку Тептер я так и не нашел... «Переползал» карты Западного Казахстана, Астраханской, Саратовской, Оренбургской и Самарской областей РФ - нет реки Тептер...
Поиски привели к арабскому слову «Дәптер» - «список», а сегодня это просто «тетрадь».
Был простой люд, податный, ремесленники, которые должны были платить налоги в казну. Поэтому власть составляла специальные списки (даптер, тептер). Затем эта прослойка общества переросла в сословие - трудовой люд (сапожники, швеи, печники, шорники, мастера мелкого ремонта и так далее).
Сегодня Тептер - это нация, если хотите. На сегодняшний день они себя причисляют к татарам, как сибирские, крымские, православные (крещенные),мишары (от место проживания-Мещерская впадина-часть Московской ,Ярославской, Нижне-Новогородской областей) и т.д. Кстати, тептерский казачий полк участвовал в подавлении восстания Исатая Тайманова.
Несколько выводов: раз был уже казачий полк в середине 19-го века, то это сословие образовалось еще в 18-ом веке... В любом случае, нужно было время, чтобы из ремесленников «выросло» военное образование. Сколько для этого нужно времени? Век, полтора, два?
Сегодня тептеры живут в основном в Оренбургской области, ближе к границе с Башкирией. Своего языка нет, но старшее поколение хорошо говорит, как на татарском, так и башкирском языках.
Пять строчек поэта-бунтаря... Возможно, это вовсе и не гидроним, но как тогда быть с другими реками?..
Продолжение следует....