Продолжение произведения "КОЛЕСО СЕДОЙ СТАРИНЫ"(сказы, легенды, эссе о героях Атырауской земли) поэта, писателя, литературного переводчика Бекета Карашина, начало здесь
2. МАРСОВ МЕЧ АДИЛЯ - СПИЦА ГУННСКОЙ КОЛЕСНИЦЫ
Кем были мы до того, как имя наше прозвучало – «казах»? Многие великие расы значатся в числе наших предков, от великих завоевателей течет река мужественности современного казахского народа. И одним из легендарных предков нашей нации являлись древние гунны, слава которых связана с именем великого полководца, воина, мудрого лидера – Атиллы. С IV в. до н.э. китайские летописцы зафиксировали жизнь и деяния одного из великих народов древности, а именно – хунну. Тюркоязычный народ (этот язык - основа казахского) хунну был гордым, воинственным скотоводческим этносом. Уступая по численности населения Китаю в сотни раз, народ этот не только не позволял завоевать и растворить себя в китайской культуре и образе жизни, а наоборот, - отражая все попытки покорить себя, диктовал стране Поднебесной свою волю: совершал массу набегов, заставлял платить дань императорским дворам. Именно эти беспокойные номады вынудили китайцев построить величайшую в мире оборонительную стену, которая так и не сумела воспрепятствовать проникновению степных конников в глубь древних китайских царств. Но китайская дипломатия издревле освоила и сроднилась со стратегией-изречением Конфуция: «сидя на горе, наблюдать за боем тигров», т.е. натравливать чуждые народы или компоненты одного и того же народа друг на друга, а ослабевших добивать самой. Так случилось и с хунну. Натравив на них окрестные племена, вызвав в среде хунну междоусобные распри, империя Поднебесная сумела совладать с ненавистным врагом. Хунны раздробились на 4 части, одна из которых под названием «неукротимые хунну» отступила на берега Урала и Каспия.
Отсюда, из великих прибрежий, гунны вторглись в междуречье Волги и Дона, разбили там аланов, затем разгромили Боспорское царство и в 375 г. сокрушили мощную державу готов (германцев). С началом этих событий началось всем известное «переселение народов». Гонимые гуннами германцы-вестготы перешли Дунай и попали под крыло Рима. Гунны стали нападать и на Балканские провинции Восточной Римской империи, с Западной же частью Рима сначала политика гуннов строилась по-другому: гуннские войска были наёмниками и помогали Риму подавлять восстания, но при Атилле гунны повели себя совсем иначе. В 395-397 г.г. гунны завоевали Сирию, Месопотамию и Каппадокию, в 408 г. они вторглись во Фракию, в 415 г. - в Иллирию, к 420 г. они обосновались в Паннонии.
Наибольшего могущества гунны достигли при Атилле. Атилла был самым выдающимся полководцем и вождём не только гуннов, но всех народов того времени. До него гуннами правили известные истории Баламбер и Ругила. После смерти Ругилы к власти пришли сыновья его брата Мундзука: Бiледi (Бледа) и Атилла (род. ок. 395 г., умер в 453 г.). Брат Атиллы был человеком жестоким и несправедливым. Именно справедливость, впоследствии ставшая его именем, и заставила будущего великого лидера поднять руку на своего брата, чтобы спасти народ от тирании Бледы. Историки сообщали, что Атилла убил Бледу, и с 444-445 г.г. стал единовластным правителем.
Существует легенда о том, что свой железный меч Атилла нашел на вершине скифского кургана. Вполне вероятно, что так оно и было – ведь скифы, одни из первых, кто изобрёл железное оружие. Они водружали мечи-акинаки на свои священные курганы и, окропляя их кровью, молились богу войны Арысу (на греческом - Арес, на латыни - Марс). И находка этого меча стала символом избранности Атиллы. Многие впоследствии говорили, что сам Арыс (Могущественный, Подобный Льву, отсюда АРЫСтан, бАРЫС, РЫСь и т.п.) покровительствовал ему в его воинских деяниях. Легенда эта устрашала врагов великого воина, и давала ему еще большую власть над своими последователями.
Будучи наёмником, в римских войсках, он был наделён званием «magister milinum» (главнокомандующий войском), но он был рождён для ещё более великих дел. В 435-436 г.г. войска под его началом, отказавшись служить Риму, захватили и присоединили к себе королевство бургундов между Майном и Рейном, которое было подвластно Риму. Атилла, выбрав свой крест, бросил вызов самому Риму. Именно это событие легло в основу сюжета известного эпического произведения «Песнь о Нибелунгах», где Атилла выступает как спаситель народов от ига Римской империи. К 40-45 годам 5 века он приобрёл величайшую славу. Приск Понтийский, византийский хронист, историк и дипломат писал, что «Атилла умело пользовался этим, сумев объединить под своим знаменем все униженные и подавленные Римом народы от Волги до Рейна». По существу он оказался вожаком антиримского восстания.
По описанию того же Приска Атилла был невысоким широкоплечим брюнетом с редкой бородкой и плоским носом. Узкие глаза его смотрели так пронзительно, что все подходившие к нему дрожали, чувствуя осознанную силу. Страшный в гневе и беспощадный к врагам, он был милостив и справедлив к своим соратникам. Из многих черт его характера во всех источниках выделена именно справедливость. В этом отношении и имя его семантически означает эту нравственную категорию. До сих пор это имя встречается у казахов: АДИЛЬ, АДИЛ (по-казахски; ӘДІЛ). Далее мы его будем именовать именно так.
Европейцы, устрашённые усилением Адиля, объединили свои силы: Римская империя вошла в альянс с Вестготским королевством. Современник тех событий Проспер Тиро писал, «что как только он (Адиль, - Б.К.) переправился через Рейн, многочисленные галльские города охватил страх. И решили быстро наши: римляне и готы объединёнными войсками встретить дерзкого врага». Свой поход против Западной Европы Адиль предпринял в 451 г. После осады пал галльский г. Мец. В огне пылали и другие города (Реймс, Тонгерен, Шпейер). Был охвачен ужасом Париж. Местом решающего сражения стали Каталаунские поля в Шампани. Это сражение историки обоснованно считают одним из величайших в истории Европы и сравнивают его с Ватерлоо и Каннами. Около полумиллиона бойцов сошлись на этом поле. Войсками Европы командовал патриций Аэций, бывший пленник и «друг» Адиля. Несметное количество воинов полегло на этом ристалище. Победитель окончательно так и не выявился, но историки-европоцентристы лживо приписали победу Аэцию, хотя последующие события полностью опровергают эти измышления. Не прошёл и год после Каталаунской битвы, как Адиль вторгся в самый центр Рима – гунны смерчем проскакали по Италии, взяв массу городов: Аквилею, Альтин, Конкордию, Патавий (ныне Падуя), Вицетию, Бриксию (Брешия), Верону, Тицин (Павия), Милан. Кстати, в Милане в императорском дворце Адиль удивлённо увидел на стене такую картину: на золотом троне восседали оба императора Рима (Восточного и Западного), а у ног их в униженных позах были нарисованы скифы (т.е. гунны). Адиль заставил перерисовать эту картину: на троне восседал он, а согбенные императоры сыпали из мешка золото. Вся северная Италия была под пятой Адиля и топотом гуннских коней, путь к Риму был открыт, а вечность «Вечного Города» была под большим сомнением. Современники того периода писали, что все 4 стороны света принадлежали Адилю, ему принадлежали даже морские острова. Спрашивается, а где в это время были «победители», объединённая армия Европы, коль их «разбитый» визави занёс саблю над головой столицы империи?!? Ответ на этот риторический вопрос один: на Каталаунских полях разбит был не Адиль, а Аэций, именно он снял свой лагерь, а Адиль великодушно и справедливо не стал добивать осколки европейских вояк. При всей лживости историографии сама история пробивает себе путь к истине. Адиль подошёл к стенам Рима. Парализованный ужасом император Валентиниан сбежал в Равенн, а миссию «умиротворения» Адиля взял на себя Папа римский Лев I. Он с несметными дарами вышел навстречу гуннам и пал к ногам коня «бича божьего» (так называла Европа того времени Адиля). Вождь гуннов так и не сошёл с коня, сурово и равнодушно взирая на валявшиеся дары и коленопреклонённого Папу. Но Адиль и здесь оказался достойным своего имени: он простил все коварства и интриги римских правителей (они предпринимали массу попыток отравить его, подкупали его сторонников и приближённых), а в качестве «откупного» потребовал, чтобы сам император отдал ему в жёны свою сестру Гонорию, которая сама до этих событий предлагала ему свою руку. Степняки, не знавшие лицемерия, наивно верили в раскаяние, щадили безоружного, не били лежачего, ценили не вещи, а поступки. И пример поступка Адиля весьма показателен: не блеск золота и унижение, а красота и любовь спасли Рим. Спасение Рима было приписано Папе, за что его нарекли Львом Великим, хотя он и не заслуживал того, ибо он был первым и последним Папой римским, валявшимся на коленях у ног «варвара». Рим спасла женщина, и памятник надо воздвигнуть ей.
Адиль, вернувшись после западного похода в свою ставку (в междуречье Урала и Волги), стал готовиться к новому налёту, целью которого была Восточная Римская империя. Он отдыхал перед новым походом в окружении своих многочисленных соратников, и не менее многочисленных женщин. Надо сказать, что, несмотря на скромность в быту, великий вождь отказывался от золотых чаш и предпочитал на пирах пить из деревянных, не носил роскошных одежд, храня верность простому воинскому облачению. Но всё же, Адиль источал царскую роскошь в своей любви к женщинам. Даже смерть свою он встретил в объятиях своей молодой возлюбленной Ильдико, завещав при этом своим наследникам реализовать свои великие планы. Но история пошла по другому руслу: внезапная смерть Адиля, великого кагана гуннов привела к тому, что его наследники погубили империю в объятьях смертельной схватки за власть.
В битве на р. Недао пал наиболее приемлемый на роль вождя гуннов сын Адиля Эллак. Остатки войск гуннов увели с собой другие сыновья Адиля, - Ерник и Денгизих, имя которого дал сам Атилла в честь Каспийского моря – Тенгиз (Денгиз). Они подались на восток. Страна гуннов распалась. Часть их осталась в подданстве Римской империи, часть, слившись с местными племенами, обосновалась в Восточной Европе, Поволжье, Причерноморье, а некоторые подались к Уралу, Каспию и Аральскому морю. Именно эта ветвь влила свою кровь в вены казахского народа.
Потомки гуннов, разумеется, составляли население и гвардию тюркских каганов, а позднее - огузов и кипчаков, монголов и казахов. Об этом косвенно говорит факт того, что в составе гуннов было племя садаков или садагов, а садак, в переводе на тюркский или казахский язык - лук. Именно лук является родовым гербом адайцев. Отсюда более чем, вероятно, что предки адаев входили в состав гуннов.
И то, что именно адайцев сегодня знают как гордый, упрямый, порой непримиримый, но при этом благородный, смелый и отважный род, находит свои корни у гуннов. И свидетельств тому можно найти превеликое множество, если спросить – чем же прославились гунны?
Прежде всего, следует отметить военное искусство гуннов. Огромные расстояния, которые были преодолены ими, поражают воображение и поныне. Эта мобильность была обеспечена благодаря самому быстрому транспорту того времени – лошадям. Кроме людей, домашнее хозяйство, семьи, скарб перевозились на телегах и бричках, запряженных конями. Этого транспорта Европа ещё не знала. Культуре паруса гунны противопоставили культуру колеса. Колёсный транспорт выполнял и военно-тактическую функцию: при атаке превосходящих сил врага гунны моментально превращали свои телеги в многорядные кругообразные баррикады, в центре которых помещали детей и стариков, а между рядами – копьеносцев, лучников и метателей дротиков. Таким образом, обозы в мгновение ока преображались в крепости, любая часть которых могла служить вратами для вылазок, контратак. Разумеется, гуннским всадникам в то время не было равных.
Это преимущество кроме всего прочего было достигнуто благодаря седлу и конскому снаряжению, которого Европа также не знала. Античные писатели Аммиан Марцеллин, Апполинарий Сидоний замечали, что гунны сидели в своих сёдлах словно прибитые, даже спали и ели на них. Фрагменты деревянных сёдел гуннского периода, отделанных золотыми и серебряными украшениями, найдены археологами в районах Алтая, Минусинской котловины, Кенкольском могильнике, у оз. Бурабай, на нижней Волге и Украине, в Венгрии и т.д. Сложносоставные луки гуннов, которые достались затем в «наследство» каганатовским тюркам, кипчакам и огузам, монголам и казахам, отличались невиданной дальнобойностью (они с точностью поражали цель до 150-200 метров, тогда как луки европейцев были для гуннов детскими игрушками, выстреливающими всего на 40-50 метров). Защитное снаряжение гуннов было выковано из железа, тогда как европейские армии в этом отношении использовали бронзовые изделия. А такое «подсобное», но эффективное вооружение, как арканы, курыки, плётки и хлысты, Европе того времени было абсолютно неведомо. Например, удар камчи, сплетённой вокруг свинцовой проволоки-сердечника, был страшнее удара сабли, он мог рассечь человека пополам. Кроме вооружения гунны на голову превосходили всех и в тактике ведения боёв, и в стратегии крупных сражений. Во всех военных сводках того времени и хрониках отмечается, что гунны, как правило, заставали противников врасплох, их атаки были стремительны, неотвратимы и ужасающи. А это значит, что гунны в совершенстве применяли разведку, засаду, психическое воздействие на противников. Например, перед атакой гунны из множества различных духовых и ударных инструментов издавали ужасающий какофонический вой, действовавший на врага ужасающе и удручающе, их нестриженные волосы на голове, сплетённые в косички, при атаке развевались на ветру и создавали дьявольский эффект. Мы уже говорили отчасти о степной морали того времени, применительно к военному искусству она выражалась в том, что именно гунны завезли в Европу кодекс воинской чести, которая был, затем заимствован рыцарством (рыцарская честь). Гунны не вынимали мечей против безоружных, стариков, женщин и детей, как правило, помогали слабым народам и племенам, чтили справедливость, благородство, честность. Они никогда не предавали своих друзей, хотя их европейские «друзья» более чем часто, были вероломны (пример «дружбы» Аэция с Адилем - красноречивая иллюстрация). Вот почему под знамёна гуннов стекались подавленные и униженные народы и племена, гонимые Римом иудеи и христиане. Вот почему исправление имени Атиллы на Адиля (Справедливого) можно считать обоснованным и истинным. Гунны были одними из первых «Кутюрье», облачивших Европу в штаны, сапоги, шубы, кафтаны и головные уборы различной формы. Всем известно, что древние греки и римляне носили лишь сандалии на ногах, да кусок материи на теле (тогу и тунику), германские племена - грубо отделанные шкуры, а лесные народы - лапти и материал изо льна. Гунны же владели развитым искусством одеяния, произведённым из шерсти, шкуры, пуха, китайского шёлка, конопли. Они же возделывали красивые шерстяные валяные и ткацкие ковры со скифско-сакскими узорами, применяли «звериный стиль» искусства в изготовлении оружия и предметов быта. Показательно в этом отношении описание визита римского посольства в ставку Адиля во главе с Приском. Этот посол удивлялся всему увиденному в стане гуннов и с удивлением это описал. Он поражён был всем. Бани гуннов были из камня, деревянные терема - резными и восьмиугольными (магический знак тюрков), золотая и серебряная посуда - с рисунками скифского искусства. Молитвы, песни, ритуалы, одеяния, блюда и пиршества, ткацкое искусство, моральные нормы (уважение старших, женщин, любовь к детям) и т.д. - всё это великолепие, блеск и смак ошеломили посла. У гуннов он встретил какого-то грека и предложил ему уехать с ними на родину, но грек отказался, дав понять, что ему здесь живётся намного лучше, веселее и вольготнее, чем в Греции. Разумеется, и до гуннов степняки-номады (киммерийцы, кельты, «кельтоскифы» (выражение Плутарха), «сакоскифы», сарматы) в течение многих веков цивилизовывали Европу. Они первыми завезли металлообработку и железо, колесо, коней, новые виды оружия, язык и диковинки Востока. Не зря древняя римская поговорка гласит: «Ех oriente lux» (свет идёт с Востока). И великий предок казахов, в том числе и тех, что живут ныне на берегах Урала, в Атырау, могучий Адиль, был одним из тех, кто нес этот свет! Помним Адиля!
Продолжение здесь