МАРСОВ МЕЧ  АДИЛЯ  -  СПИЦА ГУННСКОЙ КОЛЕСНИЦЫ

МАРСОВ МЕЧ  АДИЛЯ  -  СПИЦА ГУННСКОЙ КОЛЕСНИЦЫ

Продолжение произведения "КОЛЕСО СЕДОЙ СТАРИНЫ"(сказы, легенды, эссе о героях Атырауской земли) поэта, писателя, литературного переводчика Бекета Карашина, начало здесь 

2. МАРСОВ МЕЧ  АДИЛЯ  -  СПИЦА ГУННСКОЙ КОЛЕСНИЦЫ                  

         Кем были мы до того, как имя наше прозвучало – «казах»? Многие великие расы значатся в числе наших предков, от великих завоевателей течет река мужественности современного казахского народа. И одним из легендарных предков нашей нации являлись древние гунны, слава которых связана с именем великого полководца, воина, мудрого лидера – Атиллы.       С IV в. до н.э. китайские лето­писцы зафиксировали жизнь и деяния одного из вели­ких народов древности, а именно – хунну. Тюркоязычный народ (этот язык - основа казахского) хунну был гордым, воинственным скотоводческим этно­сом. Уступая по численности населе­ния Китаю в сотни раз, народ этот не только не позволял завоевать и раство­рить себя в китайской культуре и об­разе жизни, а наоборот, - отражая все попытки покорить себя, диктовал стра­не Поднебесной свою волю: совершал массу набегов, заставлял платить дань императорским дворам. Именно эти беспокойные номады вынудили китайцев построить величайшую в мире оборонительную стену, которая так и не сумела воспрепятствовать проникновению степных конников в глубь древних китайских царств. Но китайская дипломатия издревле осво­ила и сроднилась со стратегией-изречением Конфуция: «сидя на горе, наблюдать за боем тигров», т.е. натравливать чуждые народы или компоненты одного и того же народа друг на друга, а ослабевших добивать самой. Так случилось и с хунну. Натра­вив на них окрестные племена, вызвав в среде хунну междоусоб­ные распри, империя Поднебесная сумела совла­дать с ненавистным врагом. Хунны раздробились на 4 части, одна из ко­торых под названием «неукротимые хунну» отступила на берега Урала и Каспия. 

         Отсюда, из великих прибрежий, гунны вторглись в междуречье Волги и Дона, разбили там аланов, затем разгроми­ли Боспорское царство и в 375 г. со­крушили мощную державу готов (гер­манцев). С началом этих событий началось всем известное «переселение народов». Гонимые гуннами герман­цы-вестготы перешли Дунай и попали под крыло Рима. Гун­ны стали нападать и на Балканские провинции Восточной Римской импе­рии, с Западной же частью Рима сна­чала политика гуннов строилась по-другому: гуннские войска были наём­никами и помогали Риму подавлять восстания, но при Атилле гунны пове­ли себя совсем иначе. В 395-397 г.г. гунны завоевали Си­рию, Месопотамию и Каппадокию, в 408 г. они вторглись во Фракию, в 415 г. - в Иллирию, к 420 г. они обосновались в Паннонии.

Наи­большего могущества гунны достигли при Атилле. Атилла был самым выдаю­щимся полководцем и вождём не только гуннов, но всех на­родов того времени. До него гуннами правили известные истории Баламбер и Ругила. После смерти Ругилы к власти пришли сыновья его брата Мундзука: Бiледi (Бледа) и Атилла (род. ок. 395 г., умер в 453 г.). Брат Атиллы был человеком жестоким и несправедливым. Именно справедливость, впоследствии ставшая его именем, и заставила будущего великого лидера поднять руку на своего брата, чтобы спасти народ от тирании Бледы. Историки сообщали, что Атил­ла убил Бледу, и с 444-445 г.г. стал едино­властным правителем.

Существует легенда о том, что свой железный меч Атилла нашел на вершине скифского кургана. Вполне вероятно, что так оно и было – ведь скифы, одни из первых, кто изобрёл  железное оружие. Они водружали мечи-акинаки на свои священные курганы и, окропляя их кровью, молились богу войны Арысу (на греческом  -  Арес, на латыни - Марс). И находка этого меча стала символом избранности Атиллы. Многие впоследствии говорили, что сам Арыс (Могущественный, Подобный Льву, отсюда АРЫСтан, бАРЫС, РЫСь и т.п.) покровительствовал ему в его воинских деяниях. Легенда эта устрашала врагов великого воина, и давала ему еще большую власть над своими последователями. 

Будучи наёмни­ком, в римских войс­ках, он был наделён званием «magister milinum» (главнокомандую­щий войском), но он был рождён для ещё более великих дел. В 435-436 г.г. войска под его началом, от­казавшись служить Риму, захватили и присоединили к себе королевство бургундов между Майном и Рейном, которое было подвластно Риму. Атилла, выбрав свой крест, бросил вызов самому Риму. Именно это событие легло в основу сюжета известного эпического произведения «Песнь о Нибелунгах», где Атилла выступает как спаситель народов от ига Римской империи. К 40-45 годам 5 века он приобрёл величайшую славу. Приск Понтийский, византийский хронист, историк и дипломат писал, что «Атилла умело пользовался этим, сумев объединить под своим знаменем все униженные и подавленные Римом народы от Волги до Рейна». По существу он оказался вожаком антиримского восстания.

По описанию того же Приска Атилла был невысоким широкоплечим брюнетом с редкой бородкой и плоским носом. Узкие глаза его смотрели так пронзительно, что все подходившие к нему дрожа­ли, чувствуя осознанную силу. Страшный в гневе и беспощадный к врагам, он был милостив и справед­лив к своим соратникам. Из многих черт его характера во всех источни­ках выделена именно справедли­вость. В этом отношении и имя его семантически означает эту нрав­ственную категорию. До сих пор это имя встречается у казахов: АДИЛЬ, АДИЛ (по-казахски;  ӘДІЛ). Далее мы его   будем   именовать именно так.

Ulpiano_Checa_La_invasión_de_los_bárbaros-663x379

 Европейцы, устрашённые усилени­ем Адиля, объединили свои силы: Римская империя вошла в альянс с Вестготским королевством. Современ­ник тех событий Проспер Тиро писал, «что как только он (Адиль, - Б.К.) пе­реправился через Рейн, многочислен­ные галльские города охватил страх. И решили быстро наши: римляне и готы объединёнными войсками встре­тить дерзкого врага». Свой поход про­тив Западной Европы Адиль предпри­нял в 451 г. После осады пал галльс­кий г. Мец. В огне пылали и другие го­рода (Реймс, Тонгерен, Шпейер). Был охвачен ужасом Париж. Местом реша­ющего сражения стали Каталаунские поля в Шампани. Это сражение исто­рики обоснованно считают одним из величайших в истории Европы и срав­нивают его с Ватерлоо и Каннами. Око­ло полумиллиона бойцов сошлись на этом поле. Войсками Европы коман­довал патриций Аэций, бывший плен­ник и «друг» Адиля. Несметное количество воинов полегло на этом рис­талище. Победитель окончательно так и не выявился, но историки-европоцентристы лживо приписали побе­ду Аэцию, хотя последующие события полностью опровергают эти измышления. Не прошёл и год после Каталаунской битвы, как Адиль вторгся в самый центр Рима – гунны смерчем проскакали по Италии, взяв массу городов: Аквилею, Альтин, Конкордию, Патавий (ныне Падуя), Вицетию, Бриксию (Брешия), Верону, Тицин (Павия), Милан. Кстати, в Милане в императорском дворце Адиль удивлённо увидел на стене такую картину: на золотом троне восседали оба императора Рима (Восточного и Западного), а у ног их в униженных позах были нарисованы скифы (т.е. гунны). Адиль заставил перерисовать эту картину: на троне восседал он, а согбенные императоры сыпали из мешка золото. Вся северная Италия была под пятой Адиля и топотом гуннских коней, путь к Риму был открыт, а веч­ность «Вечного Го­рода» была под большим сомнением. Современники того периода пи­сали, что все 4 стороны света принадлежали Адилю, ему принадлежали даже морские острова. Спрашивается, а где в это время были «победите­ли», объединённая армия Европы, коль их «разбитый» визави занёс саб­лю над головой столицы империи?!? Ответ на этот риторический вопрос один: на Каталаунских полях разбит был не Адиль, а Аэций, именно он снял свой лагерь, а Адиль великодушно и справедливо не стал добивать осколки европейских вояк. При всей лживо­сти историографии сама история про­бивает себе путь к истине.  Адиль подошёл к стенам Рима. Па­рализованный ужасом император Валентиниан  сбежал в Равенн, а мис­сию «умиротворения» Адиля взял на себя Папа римский Лев I. Он с несмет­ными дарами вышел навстречу гуннам и пал к ногам коня «бича божьего» (так называла Европа того времени Ади­ля). Вождь гуннов так и не сошёл с коня, сурово и равнодушно взирая на валявшиеся дары и коленопреклонён­ного Папу. Но Адиль и здесь оказался достойным своего име­ни: он простил все ко­варства и интриги римских правителей (они предпринима­ли массу попыток отравить его, подкупали его сторонников и приближённых), а в каче­стве «откупно­го» потребовал, чтобы сам импера­тор отдал ему в жёны свою сестру Гонорию, которая сама до этих собы­тий предлагала ему свою руку.  Степняки, не знавшие лице­мерия, наивно верили в раскаяние, щадили безоружного, не били лежаче­го, ценили не вещи, а поступки. И при­мер поступка Адиля весьма показате­лен: не блеск золота и унижение, а кра­сота и любовь спасли Рим. Спасение Рима было приписано Папе, за что его нарекли Львом Великим, хотя он и не заслуживал того, ибо он был первым и последним Папой римским, валяв­шимся на коленях у ног «варвара». Рим спасла женщина, и памятник надо воздвигнуть ей.

Адиль, вернувшись после западно­го похода в свою ставку (в междуре­чье Урала и Волги), стал готовиться к новому налёту, целью которого была Восточ­ная Римская империя. Он отдыхал перед новым походом в окружении своих многочисленных соратников, и не менее многочисленных женщин. Надо сказать, что, несмотря на скромность в быту,  великий вождь отказывался от золотых чаш и предпочитал на пирах пить из деревянных, не носил роскошных одежд, храня верность простому воинскому облачению. Но всё же, Адиль источал царскую роскошь в своей любви к женщинам. Даже смерть свою он встретил в объятиях своей молодой возлюбленной Ильдико, завещав при этом своим наследникам реализовать свои великие планы. Но история пошла по другому руслу: внезапная смерть Адиля, великого кагана гуннов привела к тому, что его наследники погубили империю в объятьях смертельной схватки за власть.

1363429270_1270244382_boevaja_pesn_gotov

         В битве на р. Недао пал наи­более приемлемый на роль вождя гуннов сын Адиля Эллак. Остатки войск гуннов увели с собой другие сыно­вья Адиля, -  Ерник и  Денгизих,  имя которого дал сам Атилла в честь Каспийского моря – Тенгиз (Денгиз). Они подались на восток. Страна гун­нов распалась. Часть их оста­лась в подданстве Римской им­перии, часть, слившись с местны­ми племенами, обосновалась в Восточной Европе, По­волжье, Причерноморье, а некото­рые подались к Уралу, Каспию и Аральскому морю. Именно эта ветвь влила свою кровь в вены казахско­го народа.

Потомки гун­нов, разумеется, составляли население и гвардию тюркских каганов, а позднее - огузов и кипчаков, монголов и ка­захов. Об этом косвенно го­ворит факт того, что в соста­ве гуннов было племя садаков или садагов, а садак, в переводе на тюркский или казахский язык - лук. Имен­но лук является родовым гербом адайцев. Отсюда более чем, вероятно, что предки адаев входили в состав гуннов.  

И то, что именно адайцев сегодня знают как  гордый, упрямый, порой непримиримый, но при этом благородный, смелый и отважный род, находит свои корни у гуннов. И свидетельств тому можно найти превеликое множество, если спросить – чем же прославились гунны?

Прежде всего, следует отметить военное искусство гуннов. Огромные расстояния, которые были преодоле­ны ими, поражают воображение и поныне. Эта мобильность была обес­печена благодаря самому быстрому транспорту того времени – лошадям. Кроме людей, домашнее хозяйство, семьи, скарб перевозились на теле­гах и бричках, запряженных конями. Этого транспорта Европа ещё не зна­ла. Культуре паруса гунны противо­поставили культуру колеса. Колёс­ный транспорт выполнял и военно-тактическую функцию: при ата­ке превосходящих сил врага гунны моментально превращали свои телеги в многоряд­ные кругообразные баррикады, в центре которых помещали детей и стариков, а между рядами – копьеносцев, лучников и метателей дротиков. Таким образом, обозы в мгно­вение ока преображались в крепос­ти, любая часть которых могла слу­жить вратами для вылазок, контр­атак. Разумеется, гуннским всадникам в то время не было равных.

guni-ce-kochoviy-narod-atlla-vozhd-gunv-storya_482

Это преимущество кроме всего прочего было достигнуто благодаря седлу и конскому снаряжению, которого Евро­па также не знала. Античные писа­тели Аммиан Марцеллин, Апполинарий Сидоний замечали, что гунны сидели в своих сёдлах словно при­битые, даже спали и ели на них. Фрагменты деревянных сёдел гун­нского периода, отделанных золоты­ми и серебряными украшениями, найдены археологами в районах Алтая, Минусинской котловины, Кенкольском могильнике, у оз. Бурабай, на нижней Волге и Украине, в Венг­рии и т.д. Сложносоставные луки гуннов, ко­торые достались затем в «наслед­ство» каганатовским тюркам, кипча­кам и огузам, монголам и казахам, отличались невиданной дальнобой­ностью (они с точностью поражали цель до 150-200 метров, тогда как луки европейцев были для гун­нов детскими игрушками, выстрели­вающими всего на 40-50 метров). Защитное снаряжение гуннов было выковано из железа, тогда как евро­пейские армии в этом отношении ис­пользовали бронзовые изделия. А такое «подсобное», но эффективное вооружение, как арканы, курыки, плётки и хлысты, Европе того време­ни было абсолютно неведомо. Например, удар камчи, сплетённой вокруг свинцовой проволоки-сердеч­ника, был страшнее удара сабли, он мог рассечь человека пополам. Кро­ме вооружения гунны на голову превосходили всех и в тактике ведения боёв, и в стратегии крупных сраже­ний. Во всех военных сводках того времени и хрониках отмечается, что гунны, как правило, заставали про­тивников врасплох, их атаки были стремительны, неотвратимы и ужасающи. А это значит, что гунны в со­вершенстве применяли разведку, за­саду, психическое воздействие на противников. Например, перед ата­кой гунны из множества различных духовых и ударных инструментов из­давали ужасающий какофонический вой, действовавший на врага ужаса­юще и удручающе, их нестриженные волосы на голове, сплетённые в ко­сички, при атаке развевались на ветру и создавали дьявольский эффект. Мы уже говорили отчасти о степной морали того времени, применительно к военному искусству она выражалась в том, что именно гунны завезли в Европу кодекс воинской чести, которая был, затем заимствован рыцарством (рыцарская честь). Гунны не вынимали мечей против бе­зоружных, стариков, женщин и детей, как правило,  помогали слабым на­родам и племенам, чтили справедли­вость, благородство, честность. Они никогда не предавали своих друзей, хотя их европейские «друзья» более чем часто, были вероломны (пример «дружбы» Аэция с Адилем  -  красно­речивая иллюстрация). Вот почему под знамёна гуннов стекались подав­ленные и униженные народы и племе­на, гонимые Римом иудеи и христиане. Вот почему исправление имени Атиллы на Адиля (Спра­ведливого) можно считать обоснован­ным и истинным. Гунны были одними из первых «Кутюрье», облачивших Европу в штаны, сапоги, шубы, кафтаны и головные уборы различной формы. Всем известно, что древние греки и римляне носили лишь сандалии на ногах, да кусок ма­терии на теле (тогу и тунику), германские племена - грубо отделанные шкуры, а лесные народы - лапти  и материал изо льна. Гунны же владели развитым искусством одеяния, про­изведённым из шерсти, шкуры, пуха, китайского шёлка, конопли. Они же возделывали красивые шерстяные валяные и ткацкие ковры со скифско-сакскими узорами, применяли «звериный стиль» искусства в изго­товлении оружия и предметов быта. Показательно в этом отношении опи­сание визита римского посольства в ставку Адиля во главе с Приском. Этот посол удивлялся всему увиден­ному в стане гуннов и с удивлением это описал. Он поражён был всем. Бани гуннов были из камня, дере­вянные терема - резными и восьмиугольными (магический знак тюрков), золотая и серебряная посуда - с ри­сунками скифского искусства. Молит­вы, песни, ритуалы, одеяния, блюда и пиршества, ткацкое искусство, мо­ральные нормы (уважение старших, женщин, любовь к детям) и т.д. - всё это великолепие, блеск и смак оше­ломили посла. У гуннов он встретил какого-то грека и предложил ему уехать с ними на родину, но грек от­казался, дав понять, что ему здесь живётся намного лучше, веселее и вольготнее, чем в Греции. Разумеется, и до гуннов степняки-номады (киммерийцы, кельты, «кельтоскифы» (выражение Плутарха), «сакоскифы», сарматы) в течение многих веков цивилизо­вывали Европу. Они первыми завезли металлообработку и железо, колесо, коней, новые виды оружия, язык и диковин­ки Востока. Не зря древняя римская поговорка гласит: «Ех oriente lux» (свет идёт с Востока). И великий предок казахов, в том числе и тех, что живут ныне на берегах Урала, в Атырау, могучий Адиль, был одним из тех, кто нес этот свет! Помним Адиля!

Продолжение здесь