ЗАПИСКИ НЕФТЯНИКА

ЗАПИСКИ НЕФТЯНИКА

Продолжение цикла "ЗАПИСКИ НЕФТЯНИКА" от Нурбергена Балгимбаева. ...Оказавшись по служебным делам в разных уголках мира и общаясь разными людьми, Нурберген Утепович вел записи, где делится своими впечатлениями и воспоминаниями. Предлагаем вашему вниманию эти записи, начало можете прочитать здесь

ЗАМЕТКИ НА "ПОЛЯХ"

Это моё первое «перо», хотел поделиться с близкими, друзьями своим видением некоторых слов... Я далек от идеи выкладывать это в «сеть», это моё личное, и я не навязываю вам свои выводы.

Не всегда «пазлы» совпадали, не всегда слова заплетались в хорошие узоры, за это извините. Все написанное я называю «Заметки - клочки на «полях». Хотелось бы с вашей помощью продолжить их и пополнить.

IMG-20180826-WA0001

 

ПИСЬМО НОМЕР 1-ГИДРОНИМЫ

Река Катунь

Началось это все в школьные годы, меня всегда интересовало, почему наш город делится на Самарскую и Бухарскую стороны. Так писалось на почтовых конвертах, бандеролях. Вернее, интересовало, что означают сами слова «Самара», «Бухара». То, что Самарская сторона - Европа, а Бухарская сторона - Азия, это ясно! Главное - это смысл слов! Мне иногда кажется, что я даже помню эти моменты детства...

Оксфорд, Франкфурт, Босфор - есть ли какая-либо связь между этими географическими пунктами? Объединяет «форт», «фурт», «фор» - брод! Оксфорд (как мне помнится) - бычий брод (переход, неглубокое место); Франкфурт - очередной прусский король во время военных действий провел свои войска; Босфор - это тоже брод, но корни надо искать у византийцев или еще раньше...

Теперь несколько гидронимов Азии.

9 ученых из 10 реку Катунь переводят как «женщину, человека женского рода», даже легенду придумали, что так звали местную красавицу, дочь богатых родителей, которые не захотели отдавать ее за бедного пастуха по имени Қарағай (каз. «Сосна»). Девушка утопилась в местной речке, которую впоследствии назвали Катунь, а место, где жили эти молодые - Қатон - Қарағай.

«Женщина-Сосна», по определению, не вписывается, тогда как «Береза-Сосна» подходит, т.к. и там дерево, и здесь... 75 процентов алтайских народов (их так же много, как и «ру» (родов) у казахов), «катунь» и называют березой!

Река Тургень

Не все корифеи казахского языка знают, что означает слово «тургень». Никто ясно не говорит, все вокруг да около...

Заезжаешь в город Горно-Алтайск: на первой же машине-амбуланса надпись «Турген Жардем», т.е. быстрая, скорая. Тургень - на Алтае чуть ли не каждая вторая речушка с таким названием.

Река Жайык (Урал)

Слово «Жайык» казахи переводят от слов жайылу, жайылым и прочее - выгон, заливные луга, распростертая, то есть - тихая, медленная вода...,

На алтайских языках «Жайык» - наводнение, большая вода, Всемирный Потоп! В Телецкое озеро, его алтайцы называют Алтын Кол, впадает маленькая речушка, текущая с запада, и называется она Чайк. Телецкое озеро-это Толенгутское озеро - Төленгіттердің көлі...

Для сведения: слово «Урал» с языков коми-пермяков, чувашей, удмуртов, мордвы и других угро-финнов Западного Урала означает «пестрый», «пестрые горы» или Алатау по нашему...

У великого Курмангазы есть кюй «Алатау»: закрадывается сомнение - имел ли он в виду Заилийский Алатау?

Река Нижняя Тунгуска

Эвенки там живут, где-то в Красноярском крае, холодно... И река была прототипом романа Вячеслава Шишкова «Угрюм-река».

Украинцы, восхваляя свою родину, говорят:

- От Карпатских гор до донецкого тына...

Мы им вторим:

- Атыраудан Алтайга дейін!

Ключевое слово: тын - целина, степь, нетронутая...

В Сибири, кроме этих понятий есть еще - первый, целенький, нетронутый, впервые и т.д. Не только в Сибири, но и у многих тюркских народов.

Мы первенца называем «тұң-ғыш», так говорят и киргизы. Интересно, что у карачаевцев или у башкир, или у гагаузов с уйгурами? Алтайцы словом «тун» называют женщину - первороженицу, ясно: ни кем до этого «нетронутая» («нетронутая» до свадьбы, т.е. девочка целомудренная...)

Я предполагаю, что этот народ на сегодняшнее место своего обитания пришел... Первым. Вопрос: кто-то их назвал «тунгусами» или они сами себя... (?)

Любая история говорит о том, что обычно пришельцев «местные» как-то «обзывают»: «немцев» назвали русские еще при Екатерине Второй, «оралманами» казахи (местные) приехавших казахов, и таких примеров много.

Если «разбираться» с алтайской первороженицей и казахским первым ребенком, то очевидно, что коэффициент Времени и коэффициент Расстояния помогут найти общий знаменатель.

 

ПИСЬМО НОМЕР 2-МАНГЫШЛАК

Мангышлак, Мангистау, страна 1000 зимовий (-ок) - Мың қыстау

Никогда я не рассматриваю казахов отдельно от китайцев, алтайцев, узбеков, русских и т.д. Любая сфера любого народа не должна быть без соседей. Это как промокашка- впитывает все, что рядом. Во многих семьях мангышлакских адайцев употребляется туркменское слово «каке» (кәке) в обращении к деду, что с туркменского переводится как старший брат, отец, уважаемый старший... Но этого нет у актюбинских, эмбинских, междуреченских (Урал - Волга), уральских адайцев. Одним словом, влияние соседей, заимствование.

На Алтае среди взрослого поколения до сих пор употребляется «ман-гут» и «тан-гут».

Тангутское царство - это первое государство, которое поработил Чингизхан, и оно находилось на западе от «той Монголии». Окружение, советники советовали сделать это перед тем как пойдти войной на северный Китай. В этой же кампании были решены судьбы Найманов и Кереев (кереитов).

Хун (Гун, -т - окончание множественное число на калмыцком и монгольских языках) - люд, человек. Тангутами называли жителей равнин /плоскогорья, Мангуты - это горцы.

Город Ман-кент (Южно-Казахстанская область, Казахстан) расположен далеко не на равнине, Ман-журия - сев. Китай и немного России - тоже горная местность, Ман-жат - горные жители Морей (южная провинция Греции) ... тогда «Ман» в слове «Мангышлак» также гора, страна гор! На Мангышлаке есть две горные гряды Актау и Каратау, по сравнению с молодыми горами (Памир, Кавказ и т.д), возможно это и не ахти какие горы, но Номад всегда был философом: ручей назывался Дарьей (морем), а холмик - Горой.

Отсюда вариант первый - Мангышлак - это страна Гор, Горные зимовья (Ман- қыстақтар).

На многих алтайских языках «ман» - это еще «пограничный камень», пограничный столб...

На границе Атырауской и Мангистауской областей есть урочище Ман-Ата, которое располагается на границе плоскогорья Устюрт и гор Сайутеса и Сынык...

Очевидно, Ман-Ата имя собственное, антропоним, возможно он жил на этой меже (горы и равнины), а может быть это граница между Ногаями и Туркменами, Казахами - Туркменами и т.д., южнее располагались Хивинское, Бухарское, Хорезмское ханства.

Тогда и еще вариант второй: Ман - граница любая (географическая, политическая, физическая, территориальная).

Манг - с алтайского языка это Шелк. Манг-дык(лык) - это китайская шелковая материя (толенгутский язык). Возможно, один из вариантов Шелкового Пути проходил через Мангышлак с Китая (Индии) и до римских кварталов. А в урочище Саура и Саускан до сих пор растут тутовые деревья, что дает право говорить о существовании шелкового производства на Мангышлаке...

И еще один пример, более близкий к нам по времени.

Туркменское шежире первоначально делит туркмен на 8 колен и один из них имел сына Хасан-Хана, у которого было 6 сыновей: Абдал, Игдыр, Чаудыр, Бозаджи, Бурунджи и Мангышлы. Вероятнее всего, четвертый и шестой сыновья названы так по месту своего рождения (полуостров Бузачи, где сегодня добывают нефть с месторождений Каламкас и Каражанбас и, собственно, сам полуостров Мангышлак. Не для кого не секрет, что до казахов там обитали туркмены (побережье) и ногайцы (плато Устюрт), которых в начале XVII столетия вытеснили калмыки, которые затем двинулись на север, к Волге, Уралу...

Они же и принесли эту топонимику: Урал, Мангышлак..., т.е. эти названия относительно очень молодые.

Сын номер 3 - Чаудыр, это фамилии индусов и пакистанцев - Чаудри, Шоудри. Это выходцы из религиозных семей, но есть и торговый люд.

Если не брать «Туркменский вариант», тогда Мангышлак - шелковая страна, вариант номер три.

Можно выбрать три варианта, но ни в коем случае не «1000 зимовий» или «вечная земля».

 Р.S. А. Кекильбаев и Ш. Айтматов, почти одновременно, в своих произведениях использовали слово «Ман-гурт» - человек без флага и без Родины. Корни там же, на Алтае.

Крым, Урумчи, Рим и дагестанский клан (князья) Урумовы, чеченская семья Курумовых. Я нахожу для этих слов общий знаменатель - Рим. В Стамбуле есть район Румели, где когда-то компактно проживали греки.

У-рум-овы - богатая семья еще с имперских времен, была близка к царскому дому...

В Жезказгане в середине 90-х главным инженером на Цветмете был Урумов. Генеральным директором «Узбекгеологии» в 80-х годах был тоже Урумов, также с Северного Кавказа.

Курумовы - очень известная среди вайнахов, интеллигентная семья. Три поколения потомственных нефтяников, со своими учеными, кандидатами и докторами наук. Старшее поколение вложило много труда в открытие нефтяных месторождений Западного Казахстана. Эта большая семья не принадлежит ни к одному чечентейпу - пришлые с Персии, миссионеры Ислама (?) - навряд ли... Скорее всего, тоже «осколки» Искандера М„ оставшиеся южнее Каспия.

Александр Македонский по Памиру, Гиндукушу дошел до Афганистана и какой-то части современного Китая (СУАР). От его воинов осталось малое поселение, местный народ назвал это У- Рум-чи, корень «Рим», остальное тюркские «прибамбахи».

Полуостров Крым - там также «первыми» были древние греки.

ПИСЬМО НОМЕР 3-МОНГОЛИЯ И ЕСТЬ "АРГЕНТИНА"

Сегодня нас окружают много географических названий так или иначе соответствующих самой сути: Алматы - яблоки; Атырау - дельта; Ташкент - город камня; Китай, вернее China - фарфор; Пакистан - чистый, чистейший-стан от арабского «пэк» - чистый, чистейший; Зырян(овск) - на отшибе, далеко от людей... Это угро-фины, и что Алтай и коми-пермяки, и скандинавы, и венгры как-то связаны между собой говорит наличие этого города на краю нашей республики...

Так вот, за 2-3 столетия до Шынгысхана на территории современной Монголии и северного Китая было «модно» провозглашать металлические империи - монархии. Так очередной Император принял новое название для своей династии - Ляо, что означает «железо», но «железо» такого обобщающего названия, как все тюрки в слово «темір» включают и феррум, и чугун, и сталь, и алюминий и т.д. Такое «общее железо», в современном китайском языке нет этого слова, а чугун, сталь и т.д - каждый имеет свое собственное название. И случилось это в 927 году.

Далее, в 1115 году (до появления Шынгысхана осталось очень мало) племенной вождь Агуда провозглашает себя императором чжурченей и дает новому государству имя Айджин Курун, по-китайски Цзинь-Го - Золотая Монархия, при этом подчеркивает, что не желает следовать примеру киданей, которые приняли имя металла, подверженного коррозии...

Да, Шынгысхан - номад, неграмотный, таких подробностей и тонкостей не знает, но его окружают грамотные советники уйгуры, китайцы. Они же преподают ему азы государственности - войска, границы, деньги, налоги и т.д., и, наконец, у государства должно быть имя собственное, и в начале XIII века, учитывая, что лучшие металлы были «разобраны» предшественниками, по остаточному методу он назвал свою страну Монголией. Сравните: мнгл - серебро, монгул - серебро, монгун - серебро («Словари алтайского и аладегского наречий тюркского языка», Казань, 1894 г., «Опыт словаря тюркских наречий», В.В. Радлов, Санкт-Петербург, 1911 г., современные монгольско - русские словари). Наши же историки или ученые от истории все на той же ноте: Монголия - это мың қол (тысяча рук или бойцов), Монголия - это Мәңгілік ел, и т.д.

Создалась такая «когорта историков», занимающих различные посты, которые нетерпимы к тем, кто рассуждает иначе, чем они. Уже дописались, что Шынгысхан родился чуть севернее Капчагая, и все события происходили в Алматинской, и отчасти, в Талдыкурганской областях. И у всех - Шынгысхан Найман, а дальше уже раздрай: то он Матай, то Балталы и пошло-поехало.

Еще один аспект, связанный с Монголией. Беда в том, что эти историки называют Монголией страну еще до Шынгысхана!

Не было такой страны. Были тюрки и, Шынгысхан разговаривал на одном из наречий тюрков... Сыновья и внуки, кто еще при жизни самого Шынгысхана, кто после, разбрелись - Китай (Хибулай), Золотая Орда (Баты. Джучи, в казахском произношении Жошы), кто-то ушел в Персию и от них пошли Шейбаниды. На современном монгольском «Жошы» звучит Зочи-н гость и Зочи -т/д = гости (множественное число); гостиница - Зочид (т) буудал! Из истории - Меркиты воруют Борте - жену Шынгысхана. Через 6 месяцев он освобождает ее. Долго (а может и всю жизнь) Шынгысхан сомневается чей это сын? Поэтому и нарекают «гостем»: можно понять двояко и в тоже время мудрое решение.

Кстати, Меркиты-это сегодня один из больших родов горно-алтайцев... В истории много повествований о Меркитах, но старшее поколение горно-алтайцев, помня и зная правила тюркских языков, называют себя Беркутами (тотемная птица со времен Шынгысхана). Балкарцы называют себя "Малкар", турки современные бойын=мойын, бурун=мурун и т.п.

По-моему, основа монгольского языка - это смесь тунгусского и манжурского языков: район Халхингола, вдоль реки Аргуни, территория русского Приморья (Амур), северного Китая, вот отсюда «пришел» (образовался) монгольский язык, а тюркоязычные ушли на Запад в большинстве, некоторые в малом количестве (алтайцы, хакас, тува, шорцы и т.д.) остались на своих территориях и сохранили свой язык (тюркский).

От «кооперации» тунгусов и манжур образовались современные монголы, калмыки, которых потом «дразнили» джунгарами.

Джунгары воссоздали былую мощь своего предка Шынгысхана, мало того, они также пошли на Запад, но силенок оказалось недостаточно...

Вернее, вместо «своего предка Шынгысхана» (так как он тюрк) правильнее будет сказать «те, кто остались после Шынгысхана и не ушли на Запад, Юго-Запад, Юг...» Монголами их начали называть не раньше, чем 80-100 лет после Шынгысхана, до этого они были варвары (татары) с Востока.

То есть если описывать события до Шынгысхана, тогда Монголия должна браться в кавычки.

«Калмак» - есть российские, иссык-кульские, белые, алтайские (немного в Российской Федерации и СУАРе, КНР). Все тюрки переводят это слово как «оставшийся» и ни как иначе - в середине XVIII века с правобережья Волги они решаются на решительный шаг - домой (!), на восток, для восстановления с прародиной, Джунгарией! Попытка была предпринята к концу зимы.

Волга, вернее лед на реке Волге, в том году тает раньше, и какая-то часть джунгар (калмыков) остается в низовьях Волги (правый берег), т.е. осталась, не успела! Отсюда и «калмак», весь юг России, Кавказ (ногаи), казахи Западные, приволжские татары и башкиры долго не думали: остался, значит қалмақ. Джунгары себя (по прибытию на реку Волга) представляли «ойрат колмок», народ ойрат, то есть мы - ойраты! Колмок - это «народ», похоже на Халок (-ык), в современной Монголии говорят халха (тоже производное от халык, колмок) - монгол, т.е. народ монголы. Ойрат - ой (лес), арат - малшы, люди присматривающие за скотом = Лесные люди. Современный монгольский язык называют «халха Монгол» - народный монгольский язык.

ПИСЬМО НОМЕР 4 - СТОРОНЫ СВЕТА

Местные народы реку Енисей называют «Кемь» - река, источник воды. У истоков это Кемчик (шік), а дальше Ұлы кем (Бюик Кем): Ене - ана, мать; сей - сай, чай (в Средней Азии звучит так) - русло, водоток, пойма.

... Алтаец, сидя на высокой горе, смотрит на Север, в сторону Океана: реку Обь берет за срединную линию (ось симметрии), тогда слева река Иртыш (Ер-тыс) справа - река Мать...

Тюрки вход в юрты устанавливали на Восток и тогда, при входе слева была мужская (южная) половина (Ер-тыс), где хранились вещи, принадлежащие мужчине: седло, сбруя, охотничье принадлежности и т.д.; справа (северная): женская половина (Ене-сай), где заведовали женщины этой семьи - посуда, домашняя утварь и т.д.:

Когда с Востока смотришь на Запад, то Север справа, то есть женская половина, поэтому казахи северный ветер (холодный обычно) называют «катынжел». И прямо от входа - төр, место почетных гостей. Очевидно, это слово тер произошло от монгольского, калмыкского (джунгарского) слова «торе» - тот у кого есть власть. Казахи сегодня так называют чингизидов, потомков Золотой Орды.

Если дочка долго не выходит замуж, казахи сетуют: - Оң жақта отырып қалды, бағы ашылған жоқ... Засиделась на женской (правой, рядом с матерью) части, не посчастливилось, не повезло.

При резкой перемене погоды наши предки говорили: - Жел арқадан шықты, суытады, жел қатын жақтан шықты... Ветер дует с «женской» стороны, похолодает...

Казахи на лошадь садятся всегда с левой стороны - мінер жақ (левая сторона), а правая - қамшы жақ (кнут в правой руке). Указывая путнику дорогу, говорят: Судан еткесін, камшы жағыңды ұста - Перейдешь ручей, дальше придерживайся правой стороны.

Вернемся к слову Кемь. Малая родина первого президента Кыргызской Республики Аскара Акаева - Кеминский район Кыргызстана... В Архангельской области есть поселок Кемь, все это производные от «река, источник воды». После прихода к власти Акаева кыргызы шутили: - шли к коммунизму, а пришли к кеминизму...

В архангельском поселке Кемь родился режиссер С. А. Соловьев - сын политзаключенных, строивших «Беломорканал». Так вот, у Соловьева своя интерпретация: в свое время Екатерина Вторая высылала туда «неугодных» на каторгу и ставила резолюцию «Отправить к ебене матери (КЕМь)!» Аббревиатура принадлежит писарям...

С гидронимами очень много интересного. На Алтае есть кержаки, а дальше к Байкалу - чалдоны, так местные окрестили «пришлый» народ. По каким-то причинам (реформы, военные события, экономические катаклизмы), народ поднимается с обжитых мест и, тогда, по прибытию на новые места, местные дают им клички и нарекают «чалдон». У реки Дон есть приток Чалка, и тех, кто приехал с Дона и Чалки, кличут «чалдон».

Речка Кержак - приток реки Камы, Западный Урал. Кержаки сегодня - это прижимистые, замкнутые люди Алтая.

 

Продолжение следует....

 

Теги мұнайшыжазбалары запискинефтяника