СКИФСКАЯ СПИЦА - АКИНАК СФАРЕТРЫ

СКИФСКАЯ СПИЦА - АКИНАК  СФАРЕТРЫ

Продолжение произведения "КОЛЕСО СЕДОЙ СТАРИНЫ"(сказы, легенды, эссе о героях Атырауской земли) поэта, писателя, литературного переводчика Бекета Карашина, начало здесь

 

II. СПИЦЫ СТЕПНОЙ КОЛЕСНИЦЫ

 

  1. СКИФСКАЯ СПИЦА - АКИНАК СФАРЕТРЫ 

                                              

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно;

не уважать оной есть постыдное малодушие!»

                                                                                                                 Пушкин

 

С женщины начинается жизнь человеческая. Женщиной виделась Родная Земля для предков наших, и до сих пор почёт к женщине у тюркских народов высок. Век женщины, иначе, - матриархат, через который прошли многие народы, у тюрков стал вечностью Женщины-Матери. Говоря о героях, чаще всего вспоминаем мы отцов наших, но в этой истории мы будем справедливы, и первой спицей героического колеса нашего прошлого обозначим клинок в руках женщины-правительницы, женщины-воина. И начнем нашу историю с седой древности…

Три с половиной тысячелетия тому назад скифы поселились в западных землях Великой Степи. Род их основал человек по имени ТАРГИТАЙ. Разумеется, он был батыром, поскольку его сыновья Арпаксай, Липоксай и Колаксай основали династию «царских скифов». В начале VII века до нашей эры они, выйдя из районов Прикаспия, ворвались в самые развитые страны Древнего мира: Ассирию, Лидию, Мидию и правили там 28 лет. Сам Египет платил им дань. Имена их геройских полководцев остались в истории: Ишпакай, Партатуа, Мади. 

Скифы были непобедимы. Не смогли победить скифов ни персидские цари-завоеватели древности Кир и Дарий, ни даже великий Александр Македонский.

 Кир пошёл войной на массагетов, тех же скифов или саков, но только живших на равнине юго-востока Каспийского моря, там, где жили сакские племена даев, а ныне живёт казахское племя адаев. На пути его встала скифская конница. Геродот сообщал, что управляла ею сакская «железная» царица ТЕМИР (Томир, Томирис), которая, победив войско Кира, а голову его самого, отрезав, бросила в бурдюк с кровью со словами: «Ты меня, живую и одержавшую над тобой победу в битве, погубил, захватив хитростью моего сына. Я же тебя, как угрожала, напою кровью».

tomiris_carica_sakskaya_anons_pic

Но другой древнегреческий автор Ктесий (IV в. до н.э.) эту битву повествует иначе. По его рассказам, Кир в войне с саками взял в плен их царя Аморга. Тогда его жена СФАРЕТРА, чтобы спасти и мужа, и страну собрала под свои знамёна 300 тысяч мужчин и 200 тысяч женщин. Она победила персов, взяла в плен брата матери Кира Тармаза и его трёх сыновей, затем обменяла их на своего супруга. По словам этого историка Кир, убегая от массагетов, был убит позже от ранения копьём в бою с сакским племенем дербик, которое обитало тогда севернее массагетов, т.е. на нынешней Атырауской земле.

Персидский царь Дарий, решив наказать скифов за смерть Кира в 529 году, пошёл на них войной с запада скифских земель. Огромная армия Дария в течение двух лет (514-513 гг) не могла настичь конницу скифов, которая специально изматывала его.  Перед решающим сражением персы испугались и отступили, оставив ночью в своём лагере раненных и больных воинов. Скифские военачальники Таксак (так - трон, Таксак – «сак на троне») и Скобас одержали блестящую победу, которая восславлена в истории самых массовых древних войн.

Замыслил завоевать саков и Македонский, но его плану не суждено было сбыться, т.к. саки оказали великому завоевателю ожесточённое сопротивление, вынудив его смириться с тем, что в его время бытовали более воинственные, свободолюбивые и сильные народы, чем те, которых он покорил.

Но всё же, в этих войнах стоит особняком женский подвиг Сфаретры. Воздавая дань уважения и, обвенчав славой Томирис, а также великих скифских воинов-мужчин, деяния которых уже достаточно массово отражены в различных исторических источниках и литературных произведениях, следует возродить образ женщины-героини Сфаретры, которая подняла на битву не только мужское население степи, но и массу сакских амазонок, наших пра-пра-пра…родительниц. Вообще, степные женщины-воительницы западной части Великой Степи запечатлелись на героических страницах истории в образах легендарных амазонок. Не только в качестве  воительниц и полководцев прославились они, но и в качестве цариц и повелительниц народов. Кроме Томирис и Сфаретры истории известны царица саков Зарина, царица приаральских алан Аккагаз, султанша Египта Шеджерет из рода Дурут (ныне казахский род Тёрткара), султанша Индии и Афганистана (Делийского Султаната XIII в.) Разия из рода Берш и другие. Но Сфаретра предстаёт пред нами не только в образе спасительницы свободы и мирных очагов своего народа, опытной воительницы и властной правительницы, но и как святой лик верной и любящей супруги. Поэтому славой первой спицы скифо-тюркского  колеса следует вознаградить именно Сфаретру. Помним Сфретру!

                    

Продолжение здесь