ВСЕМ СМЕРТЯМ ВОПРЕКИ!

ВСЕМ СМЕРТЯМ ВОПРЕКИ!

Материал исследователя, краеведа и общественного деятеля Хакимова Махамбета Галымжановича о насильной депортации калмыков в 1943 году не оставил  равнодушным наших соседей. ОО «Казахский культурный центр «Жерлестер» предоставил материал о трагической странице калмыцкого народа.

                      От редакции

 

28 декабря 1943 года по решению советского руководства все калмыки были огульно обвинены в измене родине и поголовно высланы в восточные регионы страны, в основном в Сибирь. Выселение калмыков осуществлялось на основании абсурдного указа Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1943 года «О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР». В констатирующей части указа ПВС дается обоснование депортации, не выдерживающее никакой критики: «…Многие калмыки изменили родине…», - говорится в нем.

kalmykiya

А между тем исторические документы неопровержимо свидетельствуют о том, что Калмыкия в годы Великой Отечественной войны направила в войска около 44-х тысяч уроженцев автономной республики, в том числе около 25 тысяч калмыков. Между прочим, это ни много ни мало - около 22 процентов населения калмыков на тот период. Полагаю, что это был один из самых высоких показателей призыва на фронт среди народов СССР.  Многие тысячи калмыцких воинов пали смертью храбрых на войне во имя свободы и независимости своей страны. Десять представителей малочисленного калмыцкого народа были удостоены звания Героя Советского Союза. Причем они стали Героями в самые тяжелые месяцы войны, когда враг наступал, захватывал обширные территории страны, стоял у стен Москвы и Ленинграда. Поэтому получить звание Героя в тот период было редкостью. Но затем, когда калмыков выселили в Сибирь, воинов калмыцкой национальности, несмотря на представления к званию Героя, прекратили награждать Золотой Звездой Героя Советского Союза. Потому что наступил период, когда, как писал Давид Кугультинов: «…И даже слово самое – калмыки произносить боялись люди вслух». И это на самом деле так. Народ депортировали, республику упразднили, ее районы передали соседним регионам, а столицу Калмыкии, Элисту, переименовали в город Степной.

По мнению доктора исторических наук профессора Владимира Убушаева, в годы войны репрессии по национальному признаку по отношению к калмыкам проводились в 4этапа. После депортации основного населения республики 28 декабря 1943 года, в марте 1944 года, прошел 2-й этап операции по выселению калмыков, проживавших на территории Ростовской области. 3-й этап переселения калмыков проходил в июне 1944 года, когда высылке подверглись калмыки, жившие в Сталинградской области.  Был еще 4-й этап. В январе-феврале 1944 года рядовой и сержантский состав фронтовиков-калмыков был направлен в Широковский исправительно-трудовой лагерь (Широклаг) на строительство ГЭС. Офицерский состав из числа калмыков был депортирован к местам отбывания ссылки их семей. Но также известно, что многие калмыки избежали этой участи, потому как их командиры не пожелали расставаться с воинами-калмыками, отличавшимися в боях умением и отвагой. Эти счастливчики, как их именовали широклаговцы, участвовали в войне до победного конца.

Таким образом, согласно исследованиям известного ученого-экономиста Петра Бакаева, в период 1943-1944 годов депортации было подвержено и направлено в места спецпоселения и лагеря без малого 110 тысяч калмыков.

Живы еще свидетели тех черных дней. По их воспоминаниям, на сборы давали не более часа, а где-то и вовсе по 20-30 минут. Что мог взять за это короткое время в дальнюю дорогу убитый горем несчастный калмык, не знавший русского языка, не понимавший, почему всех поголовно, от грудных детей до глубоких стариков, выгоняют из родного дома и под дулами автоматов ведут на место сбора? Поэтому многие семьи выехали в Сибирь налегке, с недостаточным запасом еды. Рассказывают, что солдаты-конвоиры часто просто выбрасывали чемоданы и узлы выселенцев, лишь бы набить кузова машин людьми.

Везли людей в нечеловеческих условиях, телячьих вагонах, из щелей которых дули ветры.

По этому поводу у меня в стихотворении «Душа моя жестоко ранена» есть такие строки:

«… В вагонах ветры дули сильные,

И холод адски донимал.

И умирали люди ссыльные,

Из тех, кто болен был и мал».

По официальным данным, в пути следования эшелонов из-за неподготовленности вагонов, простуды, истощения, обморожений умерло 1640 калмыков, еще свыше 1000 человек были госпитализированы. Несмотря даже на официальный характер данных, это были огромные потери для 93-х тысяч калмыков, выселявшихся 28 декабря 1943 года.

Особенно тяжелыми для калмыков были первые годы ссылки. В стихотворении «Расскажи, комендант», которое я опубликовал в журнале «Теегин герл», в связи с этим есть строки:

«…Вспомни сорок четвертый!

У калмыков был мор.

И они своих мертвых

Не несли на бугор.

Их в снегу хоронили

Подле Омки реки.

Умирали, но жили

Всем смертям вопреки».

Так оно и было. У истощенных калмыков не было сил похоронить своих родственников. Помню, в конце 80-х в нашей газете было опубликовано письмо сибирячки, которая, вспоминая 1944 год, писала, что по весне, когда сошел снег, всей деревне открылась страшная картина: окраина села чернела калмыцкими головами…

По рассказам пожилых земляков, смертность калмыков в Сибири была крайне высокой. Многие семьи вымирали полностью. 

По данным МВД СССР, на период с 1944 по 1948 год, с учетом вернувшихся с войны и из Широклага солдат и офицеров, на спецпоселении находилось 117,1 тыс. калмыков. По состоянию на 15.07.1949 г. числилось 77,6 тыс. калмыков. Выходит, за пять лет потери составили 39,5 тыс. человек, или 33,7 процентов. В те годы смертность среди калмыков превышала рождаемость почти в два раза. За первые 10 лет ссылки в калмыцких семьях родилось 13724 детей, а умерло 25626 человек. Причины такой печальной статистики известны. Опять же неподготовленность южан к суровым холодам, голод, холод, болезни, бесправие.

Отголоски сибирского синдрома в жизни калмыцкого народа ощущаются и по сей день. Калмыки, пожалуй, единственный народ в стране, которые не достигли своей численности уровня 1897 года.

Несмотря на сталинский геноцид, калмыки, продемонстрировав высокий моральный дух, выстояли и выжили. Они достойно работали в Сибири, сохранили на чужбине свой язык и культуру, и вернувшись на историческую родину, с большим энтузиазмом взялись за возрождение родной Калмыкии.  Им приходилось все начинать сначала. Многого не хватало, особенно жилья, жили в сараях, землянках, бараках. Но вчерашние спецпоселенцы в короткие сроки восстановили республику, фактически заново создали экономику, культуру, инфраструктуру, все то, что сейчас нас окружает. При этом они работали зачастую на общественных началах, потому что они свой бескорыстный труд посвящали памяти тех, кто навечно остался лежать в снегах Сибири.

maxresdefault

Сегодня, в День памяти и скорби, в калмыцких семьях зажгут лампадки. Вспомнят поименно тех, кто не дожил до радостного возвращения домой. Произнесут молитвы, чтобы больше никогда не повторилось подобное. И чтобы мы никогда не забывали сибирскую ссылку.

Василий ШАКУЕВ