Сайт бетінде мұнайшылардың қызығы да, шыжығы да мол еңбек жолдарынан естеліктер жариялаған болатынбыз. Сондай естеліктер авторларының бірі- ардагер геолог-барлаушы Е.В.Герасименко. КЭ «МНГР» мекемесі жұмыс көлемін қысқартқан соң, «ҚазақТүрікмұнай» ЖШС-нда мұнай өндіру шебері, ұңғыларды күрделі жөндеу инженері болып, «ҚазМұнайТеңіз» МҰК Акционерлік Қоғамына қарасты «Аташ», «Түпқараған» ЖШС-ларында Каспий теңізінің қайраңынан мұнай-газ іздестіру жобаларына қатысып, аталған мекемелерде бас маман дәрежесінде еңбек етті. Қайда жүрсе де өз ісінің шебер маманы болды. Қыздарын қияға қондырып, немерелер сүйіп отырған қадірменді ата.
Аянбай төгілген маңдай тері еленбей қалған жоқ, отанымыздың ең жоғарғы наградаларымен, атап айтқанда: «За трудовую доблесть в СССР» медалі, «Еңбек ардагері» төс белгісі, «Еңбек Қызыл Ту» ордендерімен және басқадай көптеген мақтау грамоталарымен, заттай, ақшалай сыйлықтармен, бірнеше бесжылдықтардың еңбек озаты төсбелгілерімен марапатталды.
Это было давно, когда я, будучи молодым инженером, под руководством партии и правительства верившего в светлое будущее, за день до голосования был направлен районным избиркомом на один из участков бурения, с целью проведения выборов.
На участке было две буровые бригады и бригада вышкомонтажников. Мне необходимо было пораньше утром объехать бригады, провести голосования и ожидать АН-2, который заберет меня с урной. В помощь мне представлялся инженер участка. В моем распоряжении были вечер и ночь, т.е. уйма времени, поэтому мне предложили отдохнуть в юрте у знакомого чабана.
В те годы животноводческие совхозы весной отгоняли стада на летние пастбища, где разворачивали юрты, загоны, т.е. все необходимое для полугодового проживания. Иногда нам приходилось бурить недалеко от таких мест и, естественно, у чабанов часто возникали в чем-нибудь потребности. В основном потребности сводились к нехватке бензина для работы электростанции и дизтоплива. Чем могли мы помогали, но и чабаны не оставались в долгу, по очереди приглашая нас на ужин с представлением какого-нибудь развлечения. Развлечением, конечно, были –это игра в карты с их любыми названиями, но и имеющими финансовые подкрепления.
Вот такое мне пришлось выбрать, хотя выбирать больше было не из чего, но утром тяжело будет проводить голосования, поэтому я решил провести их сейчас вечером с расчетом на то, что утром у меня будет время перед отлетом привести себя в порядок. Сказано - сделано. Рабочим было все равно когда голосовать, поэтому мероприятие прошло без происшествий.
Отдохнул я хорошо, особенно понравился ужин и все к нему прилагающим, спиртное я почти не употреблял, ну может быть совсем-совсем-совсем немного. Все прошло как по расписанному сценарию. Часам к десяти рассвет я встретил с потяжелевшим кошельком и сообщением что за мною прибыл самолет. Я спокойно оделся и с урной пошел к самолету. Когда подошел, то увидел, что салон полностью заполнен монтажниками и лишь одно место было свободно для меня. По инструкции я должен следовать один кроме пилотов, но здесь что творится. Как я с инженерами не пытался освободить самолет, мотивируя тем, что за ними будет борт завтра, в рабочий день, что в целях безопасности урна должна находится только с представителем избиркома, ничего не помогало. Пилоты заняли сторону рабочих и требовали, чтобы я садился, но тут, очевидно, на меня подействовала проведенная ночь, я встал на «дыбы» и демонстративно ушел с летного поля. Самолет с рабочими улетел.
На буровой я по рации связался с комиссией, объяснил положение и стал ждать. Через какое-то время мне сообщили, что за мною из области направлен дежурный борт.
Когда меня встретил командир прилетевшего самолета я понял, что он не в духе. Мне как-то сразу не понравились его взгляд и интонация, когда он спросил ну кто здесь представитель выборной компании, хотя мог и не спрашивать, с урной был я один, затем сказал «ну садись». Позже я узнал, что это был командир звена, несшего в этот день дежурство. Ему не обязательно было сегодня летать. За дежурство в выходные или праздничные дни он получал зарплату «сидя» на земле, а тут вдруг команда «на вылет», а это минимум четыре часа болтанки. Самолет был транспортным. Второй пилот закрыл входную дверь, занял свое место, закрыл дверь кабины пилотов, и самолет начал разбег, но разбег был какой-то не типичный. Еще не набрав высоту он упал почти до земли, затем взревел и резко взмыл, при этом как будто что-то перекатывал с крыла на крыло. Я подумал, что это случайно, но эта случайность начала повторяться с такой периодичностью, которая начала вызывать у меня приступы тошноты. В двери пилотов находился один гигиенический пакет, который я решил использовать. Почему-то я подумал, что если частично опустошу свой желудок, то мне станет легче, но не ту-то было. Как только я приоткрыл рот, пакет моментально переполнился и остатки содержимого пролились на пол. С большим трудом я преодолел метра три салона, постучал пилотам, но они не отвечали. Мне становилось все хуже и хуже. Мой желудок уже не мог сдерживать позывы и перешел в «открытое фонтанирование». На полу и сидениях были разбрызганы фрагменты моего обильного ужина. Мой костюм не приняла бы ни одна химчистка. Самолет продолжал выписывать невообразимые пируэты и, в конце – концов, на какое-то время я отключился. Очнулся я от того, что меня у самолета кто-то пытается привести в себя. Кто-то держит урну и я прошу дать расписку об ее получении. Здесь же стоит командир и спрашивает «не хочу ли я еще полетать». Ответа он конечно не ждал.
Окончательно пришел в себя я только дома.
Вот таким образом командир экипажа наказал меня за свой прерванный отдых. Тогда можно было бы и лететь с вахтовиками, ничего бы и не случилось, но я следуя букве закона проявил излишнюю принципиальность, за это и наказан таким образом.
В последующие годы своей жизни пока работал геологоразведчиком, часто приходилось лететь на буровые участки на самолетах, вертолетах. И в том числе где командиром был мой «давний друг», которого я когда-то огорчил.